Аммосова Татьяна Васильевна, воспитатель ОДО
Рязанова Инна Леонидовна, учитель-дефектолог ГБОУ школы №25
Чесакова Наталья Борисовна, заведующая ОДО, учитель-логопед
Ярина Наталья Станиславовна, учитель-логопед
Описание модели Центра вариативных форм помощи семьям, имеющих детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями коммуникативной сферы и социального взаимодействия
Актуальность. Значительное внимание со стороны государства уделяется поддержке семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью. В психолого-педагогической литературе достаточно глубоко рассматриваются вопросы сопровождения семей, имеющих детей с особыми потребностями. Однако на практике родители сталкиваются с рядом трудностей: отсутствие единой информационной базы об учреждениях, оказывающих помощь детям и их семьям, трудности в принятии решения о необходимости обращения в ПМПК, отсутствие вариативной системы поддержки, в которой структура и содержание определяются потребностями семьи.
Данные противоречия определили необходимость создания Центра вариативных форм помощи семьям, имеющих детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями коммуникативной сферы, социального взаимодействия.
Целью деятельности Центра является информационно-методическая поддержка родителей по вопросам воспитания в семье и развития детей, имеющих трудности коммуникативного и социального взаимодействия.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– комплексная оценка развития детей, выявление трудностей коммуникативного развития и социального взаимодействия;
– информирование родителей об организациях, оказывающих адресную помощь детям с особыми образовательными потребностями и их родителям;
– формирование понимания и принятия особенностей развития ребенка;
– повышение компетенции родителей по вопросам воспитания ребенка.
Структурная модель Центра включает три блока: диагностический, содержательный и информационный.
Подготовительный блок (диагностический) включает первичное обращение родителей, анкетирование и первичный прием. При первичном обращении родителей в Центр выявляются причины обращения, круг проблем, с которыми сталкиваются родители. Первичная оценка развития ребенка осуществляется путем анкетирования родителей с использованием шкалы KID / шкалы RCDI. В ходе первичного приема, осуществляемого междисциплинарной командой, проводится беседа с целью определения запроса семьи, выявления трудностей, проводится наблюдение за свободной и организованной деятельностью ребенка. По результатам составляется протокол обследования, отражающий особенности развития ребенка, на основе подученных данных делаются выводы и даются рекомендации о:
– необходимости прохождения ПМПК и определения образовательного маршрута (в случае выявления особенностей развития, требующих уточнения и /или определения статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья);
– возможности участия в программе пролонгированного сопровождения, реализуемой Центром (для семей, воспитывающих детей с нарушениями коммуникации и социального взаимодействия различного генеза и проявлений);
– осуществляется информирование родителей об учреждениях системы образования, здравоохранения, социальной сферы, общественных организациях, оказывающих адресную помощь детям с ОВЗ, их семьям.
Содержательный блок деятельности Центра, включающий три компонента: подготовка к прохождению ПМПК, информирование о системе учреждений, оказывающих адресную помощь, реализацию программы пролонгированного сопровождения носит вариативный характер. В зависимости от потребностей ребенка и семьи, данные компоненты могут быть реализованы как одиночные позиции, в различной сочетаемости и последовательности, в полном объеме.
1. Предоставление рекомендаций о прохождении ПМПК. Сопровождение семьи на данном этапе включает два направления деятельности: информационное и психологическое. Информационное направление – предоставление данных о деятельности ПМПК: задачи, направления деятельности, порядок записи, перечень необходимых документов и т.д. Психологическое направление – оказание родителям психологической помощи и поддержки на этапе принятия решения о посещении ПМПК, подготовки к прохождению комиссии. Результат – прохождение ребенком комиссии и получение заключение ПМПК.
2. Информирование родителей о системе учреждений, оказывающих адресную помощь детям с ОВЗ: учреждения системы образования, здравоохранения, социальной сферы, общественные организации. Сотрудниками Центра систематизирован банк данных о региональных учреждениях различных ведомств, что позволяет сделать необходимую выборку и информировать родителей о спектре оказываемых услуг. Результат информационного направления – обращение семей за адресной помощью.
3. Включение семьей, воспитывающих детей с нарушениями коммуникации и социального взаимодействия различного генеза и проявлений, в программы пролонгированного сопровождения, реализуемые специалистами Центра:
– «Ранняя пташка» (программа раннего вмешательства, разработанная Национальным обществом аутизма в Великобритании, направленная на формирование принятия родителями особенностей развития ребенка с расстройствами аутистического спектра);
– «Школа для родителей» (программа направлена на повышение компетенции родителей по вопросам организации взаимодействия с ребенком. Программа включает модули: «Организация среды и деятельности ребенка. Развитие навыков самообслуживания», «Альтернативная и дополнительная коммуникация», «Управление поведением ребенка», «Игровое взаимодействие в семье» и имеет вариативно-модульное построение. В зависимости от потребностей родителей в повышении компетенции в той или иной сфере развития и взаимодействия с ребенком, возможно освоение содержания отдельных модулей в различном их сочетании, так и всей программы в полном объеме. Занятия носят практико-ориентированный характер. Результат – понимание и принятие особенностей ребенка, выстраивание конструктивного взаимодействия в семье).
Информационный блок – предоставление родителям, завершившим программу пролонгированного сопровождения, информации по дальнейшему психологическому сопровождению. Данные о региональных службах, оказывающих психологическую поддержку, включены в информационный банк Центра.
Таким образом, модель Центра вариативных форм помощи семьям, имеющих детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями коммуникативной сферы и социального взаимодействия способствует повышению родительской компетенции по вопросам воспитания ребенка в семье, развития конструктивного взаимодействия, гармонизации внутрисемейных отношений.