Санкт-Петербурга:
Аграновская Елена Евгеньевна, методист;
Головина Лариса Александровна, учитель физики;
Григорьева Анна Павловна, методист;
Михайловский Роман Александрович, методист;
Огановская Елена Юрьевна, методист, заведующий лабораторией.
Комплект диагностических методик, применяемый на организационной стадии проектной деятельности старшеклассников.
Новые ФГОС, при формировании компетенций будущего выпускника, ставят задачи выполнять всю необходимую цепочку действий для подготовки будущего выпускника-абитуриента-студента, а далее специалиста, компетентного в своей профессиональной области, владеющего универсальными учебными действиями, имеющего высокий потенциал для работы в команде и коллективе. Для достижения этих результатов в школьном образовательном процессе особенно эффективным является метод проектов.
При выполнении коллективной работы значимое место занимают вопросы командообразования. Тимбилдингом называют разновидность корпоративного мероприятия, направленного на улучшение сотрудничества внутри рабочего коллектива, создание сплоченной команды и повышение мотивации участников. Для решения этой проблемы коллективом школы осуществлен отбор авторских методик, наиболее эффективно, точно и разносторонне позволяющих выявлять индивидуальные особенности, значимые для формирования команд, определения уровня сформированности профориентационно значимых компетенций и в некоторой степени профессионально важных качеств личности.
Продукт содержит разработанные сотрудниками школы формы фиксации и интерпретации результатов. Документы составлены в формате, удобном для реализации задач, решаемых в рамках проектной деятельности, в частности на этапе командообразования, и в профориентационной деятельности в целом.
Продукт включает комплект из 4 диагностических методик с ключами для интерпретации результатов, рабочие листы (индивидуальный и групповой).
Данный диагностический комплект можно с уверенностью отнести к категории «Развивающая диагностика». Диагностические методики, представленные в данном комплекте, отобраны из множества проверенных временем и эффективно используемых для выявления конкретных индивидуальных особенностей личности. Данный набор методик позволяет быстро и комплексно оценить способности и возможности респондентов с точки зрения их дальнейшего эффективного взаимодействия. Таким образом, процесс командообразования осуществляется с учетом и личностных особенностей и задач, решаемых в процессе деятельности, для которой формируется команда. Указанный диагностический комплект может быть использован как для обучающихся, например, при реализации коллективной проектной деятельности, так и для педагогов при выполнении коллективных видов работ. Значимой особенностью продукта является возможность его использования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в нашем случае – это дети с задержкой психического развития) без какой-либо адаптации документа. Более того, именно для обучающихся с ОВЗ выявление индивидуальных особенностей в процессе командообразования играет более значимую роль, чем для обучающихся с нормативным развитием, так как способствует более эффективной социализации. В данном подходе, уже на допроектной стадии реализуется практика сопровождения не только как особая культура поддержки и помощи в различных жизненных ситуациях, но и как действенная технология решения проблем развития обучающихся. Практика диагностики с одновременным решением в моменте «здесь и сейчас» ситуаций общения, учебной мотивации, определения склонностей и способностей личности помогает выявить и скорректировать негативные проявления и усилить позитивные факторы развития, подкрепить внутренний потенциал обучающихся. Такой подход решает задачи обеспечения самореализации подростка, его саморазвития, успешной социализации, социального и психологического благополучия, защищённости и др., что является основными задачами в образовательном процессе детей с ОВЗ.
Диагностический комплект реализуется на первом этапе психолого-педагогического сопровождения обучающихся при работе над ученическим проектом. Диагностический подход состоит из трех взаимосвязанных компонентов: процесса, процедуры и экспертизы. Данный подход к процедуре диагностики относится к диагностируемой личности не как к объекту, а как к активно мыслящему, чувствующему и действующему субъекту, не навязывает ему пути и способы его развития, а позволяет на основе знания возможных сценариев развития событий самостоятельно выбрать свой жизненный и профессиональный путь. Ценностно-смысловое содержание диагностических средств направлено на раскрытие саморефлексии. Само проведение диагностической процедуры способствует накоплению личностного опыта, его систематизации и организации в более сложные структуры за счет интерпретации полученных данных «здесь и теперь», а не отсрочки во времени и фиксации их отдельных психических состояний, качеств как в традиционных диагностических методиках. В развивающей психодиагностике позиция педагога определяется характером реализации фасилитаторской (отказ от прямого управления ситуацией) функции сотрудничества. Взаимодействие психолога и педагога, действующих в зоне возможного развития, создает ситуации непосредственного включения обучающихся в область творческой самостоятельности, мотивирующие их к саморазвитию и совершенствованию в психодиагностическом взаимодействии.
Формы фиксации результатов, включенные в диагностический комплект, позволяют в удобном формате представить результаты диагностики и быстро выполнить их анализ с последующей интерпретацией. Документы способствуют решению задач как проектной деятельности, в частности на этапе командообразования, так и в профориентационной деятельности в целом.