Т.Н. Згибай, директор ГБОУ лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга
Н.В. Григорян, отличник общего образования, лауреат Премии Президента РФ в области образования 2002
Ботвинко Т.Н., руководитель инновационной деятельности ГБОУ лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга
Ямщикова Д.С., методист ГБОУ лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга
Шумилова М.В., учитель физики ГБОУ лицей № 82 Петроградского района Санкт-Петербурга
Образовательная программа “Инженер – исследователь” является одной из составных частей инновационной образовательной программы лицея: «Профинжиниринг в школе: проектирование образовательной и карьерной траектории»
Инжиниринг – это область человеческой интеллектуальной деятельности, направленной на применение достижений науки, техники, законов природы и ресурсов для решения конкретных проблем и задач человечества.
Актуальность программы обусловлена потребностями современной экономики и рынка труда в инженерных кадрах.
Цель инновационной образовательной программы – разработать и реализовать модель профинжиниринга в школе. Модель профинжиниринга в школе – создание познавательно-насыщенной образовательной среды, мотивирующей к освоению естественно-научных дисциплин на базе математики.
Инновационные продукты модели:
• Образовательная программа «УЧИМСЯ – ИГРАЕМ» (развитие познавательных умений ребёнка в процессе предшкольной подготовки)
• Образовательная программа «Инженер – исследователь и созидатель» (предпрофессиональная ориентация и подготовка учащихся 1-9 классов к выбору профессии инженерного профиля в области естественных наук на базе развития научного системного мышления)
• Образовательная программа «Развитие исследовательских и проектных умений школьников» (с разработкой системы оценки индивидуальных достижений на каждой ступени)
• Паспорт самообразования и выбора карьерного маршрута учащегося (многофункциональный документ, включающий изучение личностных потребностей, интересов, мотивационных установок, способностей учащегося)
Результативность модели – повышение доли учащихся старших классов, мотивированных к поступлению в вузы на инженерные специальности естественно-научного профиля.
Образовательная программа
«Инженер – исследователь и созидатель».
Цель программы – предпрофессиональная ориентация и подготовка учащихся 1-9 классов к выбору профессии инженерного профиля в области естественных наук на базе развития научного системного мышления
Принципы построения содержания:
– принцип развития системного научного мышления (способ отображения объективной реальности на основе понимания взаимосвязи и взаимозависимости ее объектов, явлений и процессов как элементов бесконечного множества систем различного масштаба) предполагает организацию образовательной деятельности обучающихся
• через решение учебных проблем интегративного характера;
• взаимосвязь методов исследования и предмета изучения естественных наук;
• использование математических методов при изучении природы.
– интегративный и межпредметный принципы – содержание программ пронизано вертикальными и горизонтальными связями предметов естественно-научного цикла на базе математики;
– расширение содержания предметной области естественно-научного знания во внеурочной деятельности (программы модулей с 1 по 9 класс)
– принцип преемственности: учащийся посещает занятия во внеурочной деятельности с 1 по 9 класс.
Логика построения содержания программы основана на
– основных концептах естественных наук;
– содержании предметных курсов естественно-научных дисциплин;
– последовательности изучения природы от мегамира к макромиру и микромиру.
Инновационная составляющая программы:
– интеграция и преемственность предметов естественно-научного цикла во внеурочной деятельности по вертикали с 1 по 9 класс с целью развития системного научного мышления как фактора профориентации (на основе расширения содержания учебных программ и базовой математики);
– интегрирующий фактор содержания, скрепляющий формы урочной и внеурочной деятельности – концепты естественных наук; логика изучения природных явлений строится от мегамира к макромиру и микромиру;
– реализация программ модулей в форме комплексных исследований обучающимися отдельных компонентов природы с позиции различных естественных наук – химии, физики, биологии, географии, экологии, что соответствует формату заданий PISA, проверяющих естественнонаучную и математическую грамотность.
– высокий уровень вариативности за счет того, что каждая дидактическая единица программы подразумевает два варианта реализации – в рамках классно-урочной системы и внеурочной деятельности – в их взаимодополняемости или вариативном комбинировании указанных форм. Приложениями к программе являются программы внеурочной деятельности
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
«ГНОМ (Гляди, Наблюдай, Обследуй, Мысли)» ИЛИ «Окружающий мир глазами юного исследователя» («Начальная школа». На базе предмета «Окружающий мир»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. «Экологические системы». («Основная школа 5-7 классы». На базе предмета «Биология»)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. «Мир природы: научные методы изучения». («Основная школа 8-9 классы». На базе предмета «Биология»)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. «Инженерные мастерилки» («Основная школа 5- 6 классы». Пропедевтический курс на базе предмета «Физика»)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. «Горизонты науки: Человек. Техника. Природа». Основная школа 7 – 9 классы (на базе предмета «Физика»)
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Принципы и критерии оценки результативности обучения
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Методические рекомендации по конструированиюзаданий, направленных на формирование ключевых компетенций