Аграновская Елена Евгеньевна, методист, учитель обществознания;
Спиридонов Павел Семёнович, учитель информатики.
Модуль “Домашний бухгалтер” – это программа внеурочной деятельности в комплекте с рабочей тетрадью для 6 класса, 34 часа в год.
Образовательная программа для обучающихся 6 класса «Домашний бухгалтер» подготовлена в рамках реализации совместного проекта Министерства финансов Российской федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации, направлена на приобретение опыта применения полученных теоретических знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Модуль может быть включён в АООП ООО как программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению в общеобразовательной организации.
Модуль может быть использован как программа дополнительного образования подростков в общеобразовательной организации.
Содержание задач и заданий в рабочей тетради позволит получить навыки финансовой грамотности, адаптацию к активной жизни в условиях рынка, обогатить свой личный социальный опыт. Реализуются межпредметные связи: обществознание, математика, информатика с включением профориентационного компонента по профессии “Бухгалтер”. Подходит для использования в общеобразовательной школе (на базовом уровне).
Учебные задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья и включают: задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, мини-исследования и проекты по математике, информатике, обществознанию и финансовой грамотности на базовом уровне. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. Предлагаемый материал позволит учителю проводить проверку знаний, используя различные формы контроля, корректировать методику преподавания. Рабочая тетрадь используется в комплекте с рабочей программой “Домашний бухгалтер” для закрепления теоретических знаний и контроля за процессом изучения материала.
Для достижения планируемых результатов изучения данного модуля используется особая технология обучения и воспитания, основанная на концепции обучения и воспитания через развлечение — эдьютейнмент. (Термин «эдьютейнмент» образован из двух английских слов «entertainment» – развлечение и «education» — обучение). Эдьютейнмент – это современная педагогическая инновация, которая основывается на связи теории с практикой, т.е. практико-ориентированного подхода, последовательности и доступности.
Семейные мероприятия в формате эдьютейнмент объединяют игровые и образовательные элементы, позволяют участникам научиться правильно распоряжаться деньгами и избежать финансовых ошибок в будущем, а взрослым — улучшить собственные знания в этой сфере и наладить коммуникацию с детьми через совместное творчество.
Интеграция содержания предметной области финансовая грамотность и трёх общеобразовательных предметов (обществознание, математика и информатика) позволяет повысить интерес и мотивацию школьников к изучению данных предметов в урочной деятельности, а значит, и повысить успеваемость обучающихся. Интеграция осуществлена таким образом, что синхронизированы календарно-тематические планирования данных предметов, с КТП программы внеурочной деятельности «Домашний бухгалтер» что позволяет, в свою очередь, хронологически согласованно закреплять знания, полученные на уроках по предметам, далее, во внеурочной деятельности, преимущественно в игровой развлекательной форме (эдьютейнмент), не перегружая детей традиционной урочной формой обучения.
Помимо предметных знаний, дети в данном курсе имеют возможность повысить свою общую ИКТ-компетентность: закрепить навыки работы с электронными таблицами, графиками, умения создавать презентации и пр., а также изучить современные технические средства и ряд информационных технологий, используемых «домашним бухгалтером» (получить опыт использования актуальных мобильных и цифровых приложений для ведения домашней бухгалтерии).
Программа мультифункциональна, содержит два дополнительных компонента, несущих воспитательную функцию: семейного воспитания и профориентации (теоретические аспекты – профинформирование и обучение профессиональному самоопределению, и прикладной – реализация профессиональных проб по профессии «Бухгалтер» в формате Soft–skills).
Методический комплект «Домашний бухгалтер» прошел городскую общественную экспертизу, став дипломантом (3 место) городского конкурса педагогического мастерства «Методические разработки, направленные на повышение финансовой грамотности учащихся образовательных организаций» Санкт-Петербурга, проведённого в первом полугодии 2020-2021 учебного года Комитетом по образованию и СПб АППО.