Стратегической целью государственной политики является повышение доступности качественного дошкольного образования, соответствующего требованиям инновационного развития страны, современным потребностям общества и каждого гражданина.
В настоящее время становится очевидным, что инновационность XXI века характеризуется переходом человечества к новому типу общества – информационному, в котором особое место занимают цифровые технологии. Согласно Указу Президента РФ к 2024 году должна быть создана цифровая образовательная среда, обеспечивающая качество и доступность образования, в том числе дошкольного (Программа «Цифровая экономика РФ»).
Результаты исследований подтверждают, что ведется активный инновационный поиск оптимальных вариантов цифровой образовательной среды для детских садов, но универсального решения всё ещё не найдено. Для выявления степени актуальности проблемы, решаемой в рамках лаборатории образовательных инноваций (далее – ЛОИ) был проведен аналоговый анализ, который показал, что известные решения обладают ограниченным функционалом, который отвечает потребностям одного или двух субъектов образования. Как правило, предполагается частичное взаимодействие субъектов образование в цифровом поле.
Следовательно, одной из наиболее острых проблем при создании цифрового образовательного пространства всё еще остается организация эффективного объединения усилий (коллаборации) представителей администраций детских садов, педагогов и родителей (законных представителей) дошкольников по обучению и воспитанию детей. Требуется персонифицикация инструментов цифровой образовательной среды к возможностям субъектов образования (родителей, педагогов и администрации).
С какими трудностями сталкиваются названные субъекты дошкольного образования в цифровом образовательном пространстве детского сада со стандартным набором инструментов?
Субъект 1: родители. Эмоциональное напряжение и волнение от недостатка информации о жизнедеятельности ребенка в детском саду. Сложность в поиске конкретной информации о своем ребенке.
Субъект 2: педагоги. Рассогласованность и непоследовательность в обучении и воспитании дошкольников в системе детский сад – семья. Техническая сложность публикации собственных методических разработок. Маленький объем памяти системы.
Субъект 3: представители администрации детского сада. Появление в общем цифровом пространстве высказываний и изображений, не направленных на решение образовательных задач, а также эмоциональных утверждений в некорректной форме, видимых всем пользователям. Сложность в представлении документов организации и статистической обработке данных.
Понимание этих проблем стало основанием для поиска их решения. Мы создали модель цифровой образовательной среды детского сада «Цифровая коллаборация в детском саду», которая поможет решить обозначенные проблемы. При разработке модели мы исходили из того, что процесс обучения и воспитания дошкольников непрерывен, он не заканчивается при выходе из стен детского сада, и зависит от совместных усилий (коллаборации) всех субъектов дошкольного образования ‒ родителей (законных представителей), педагогов и администраций детских садов. Такая коллаборация возможна при наличии в цифровой образовательной среде специальных технических инструментов и содержательных механизмов, которые учитывают возможности и ресурсы каждого их названных субъектов образования и обладают широкой функциональностью.
Модель «Цифровая коллаборация в детском саду» включает несколько многофункциональных инструментов:
- «Наглядно-интуитивный сет «Я – родитель»: результаты педагогической диагностики в едином цифровом формате; сводная статистика и аналитика о развитии ребенка (персонифицировано); дидактический развивающий комплект для занятий с детьми; правила эффективной коммуникации воспитывающих взрослых в цифровом образовательном пространстве.
- «Методический портфель» педагога, включающий: инструкцию по конструктивному взаимодействию воспитывающих взрослых в цифровом образовательном пространстве с целью решения образовательных задач; правила эффективной коммуникации воспитывающих взрослых в цифровом образовательном пространстве; «речевые клише» для формулировки быстрых ответов в письменном и устном диалоге педагогов с родителями дошкольников; памятку по использованию изображений «эмоджи» участниками взаимодействия в личных сообщениях и групповых чатах (представлены по итогам второго года деятельности ЛОИ)
- «Инструменты руководителя», включающие цифровые средства для защиты персональных данных, учета посещаемости детей в цифровой форме, онлайн оплату за детский сад (представлены по итогам первого года деятельности ЛОИ)
Инновационность модели «Цифровая коллаборация в детском саду» состоит в том, что её инструменты расширяют технические и содержательные возможности известных цифровых образовательных сред, мессенджеров, социальных сетей и специальных образовательных платформ, обеспечивая субъектов образования (родителей, педагогов и администрацию) персонифицированным, конкретным и доступным инструментарием для конструктивного решения задач обучения и воспитания дошкольников в цифровом пространстве детского сада.
При создании модели применялся комплексный подход к решению поставленных задач. Она была апробирована в практике работы ЛОИ. Содержание разработанных инструментов модели и методических материалов осуществлялось на основе коллективной выработки решений и анализа научных и научно-методических источников.