Результаты исследований подтверждают, что качество дошкольного образования во многом зависит от того, удалось ли воспитывающим взрослым (педагогам и родителям (законным представителям) установить конструктивное взаимодействие, в том числе в цифровом образовательном пространстве ДОУ.
Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования. Для выявления степени актуальности проблемы, решаемой в рамках лаборатории образовательных инноваций (далее – ЛОИ) был проведен аналоговый анализ, который показал, что традиционными стали взаимодействия через социальные сети, размещение материалов на сайтах ДОУ, разные виды мессенджеров.
Тем не менее, одной из наиболее острых проблем все еще остается организация эффективного взаимодействия педагогов и родителей дошкольников в цифровом образовательном пространстве ДОУ.
С какими трудностями сталкиваются воспитывающие взрослые, взаимодействуя в цифровом образовательном пространстве ДОУ?
- Замена текстовых высказываний изображениями «эмоджи», смысл которых участники взаимодействия понимают по-разному, что приводит к конфликтным ситуациям между педагогами и родителями.
- В онлайн обсуждениях воспитывающие взрослые часто включают высказывания и изображения, не направленные на решение образовательных задач, а также стремятся одновременно решить несколько вопросов обучения и воспитания детей.
- Импульсивность и непоследовательность в изложении своего мнения, которые не редко сопровождаются жесткостью речевых конструкций и нарушением «границ» делового взаимодействия.
Понимание этих проблем стало основанием для поиска их решения. Мы создали Методический портфель «Взаимодействие педагогов и родителей в цифровой образовательной среде ДОУ», который поможет решить все эти три проблемы. Методический портфель включает несколько структурных компонентов:
- инструкцию по конструктивному взаимодействию воспитывающих взрослых в цифровом образовательном пространстве ДОУ с целью решения образовательных задач;
- правила эффективной коммуникации воспитывающих взрослых в цифровом образовательном пространстве ДОУ;
- «речевые клише» для формулировки быстрых ответов в письменном и устном диалоге педагогов с родителями (законными представителями) дошкольников;
- памятку по использованию изображений «эмоджи» участниками взаимодействия в личных сообщениях и групповых чатах.
Инновационность «Методического портфеля» состоит в том, что его применение расширяет возможности использования известных мессенджеров, социальных сетей и специальных образовательных платформ, обеспечивая воспитывающих взрослых (педагогов и родителей) конкретным и доступным инструментарием для конструктивного решения задач обучения и воспитания дошкольников в цифровом пространстве ДОУ.
При формировании Методического портфеля применялся комплексный подход к решению поставленных задач. Он был апробирован в практике работы ЛОИ. Содержание разработанных методических материалов и рекомендаций осуществлялось на основе коллективной выработки решений и анализа научных и научно-методических источников.
- Обоснованные результаты эффективности продукта по сравнению с аналогичными, традиционно используемыми в образовательном процессе
Поиск новых способов и направлений взаимодействия с родителями осуществляется постоянно. Предлагаемый «Методический портфель», в целом, содержательно расширяет и дополняет известные инновационные продукты, но и имеет в своей структуре принципиально новые методические материалы (продукты: «речевые клише», «памятка»).
Актуальными и значимыми для разработанного нами Методического портфеля стали достижения сетевой городской экспериментальной площадки по теме: «Проектирование новых форматов сопровождения родителей воспитанников в дошкольной образовательной организации» (ДОУ 17 Центрального р-на; ДОУ 16 Кировского р-на, ДОУ 26 Красногвардейского р-на) (2020-2023, рук. Деркунская В.А.).
Принципиально новым решением является внедрение предлагаемого «Методического портфеля» в форме деловой игры.
- необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта
Материально-технические условия: наличие ПК, ноутбука, смартфона или телефона у каждого участника взаимодействия – воспитывающих взрослых, доступ в Интернет, браузер с любой операционной системой.
Кадровые ресурсы: мотивированные и владеющие информационно-коммуникационными технологиями на базовом уровне воспитатели и специалисты ДОУ.
- технология внедрения инновационного продукта с выделением этапов и необходимых ресурсов (кадровых, материально-технических, финансовых и др.)
Технология внедрения инновационного продукта включает в себя 4 этапа и осуществляется в форме «деловой игры»:
Этап 1.Формирование игрового сообщества
1.1 Презентация «Методического портфеля» среди педагогов, в том числе и тех, которые возьмут на себя роль наставника, мотивация к сотрудничеству, определение профессиональных дефицитов при помощи онлайн-тестирования (входит в комплект сопроводительных документов к «Методическому портфелю»);
1.2 Презентация «Методического портфеля» среди родителей (законных представителей) дошкольников, мотивация к сотрудничеству;
1.3 Отправка индивидуальных промо-кодов педагогам-участникам. На этом этапе важно сформировать активную игровую позицию всех участников игры
Этап 2. Инструктаж участников игры
Игроки и наставники имеют возможность пройти самостоятельное обучение по работе с «Методическим портфелем» с использованием пошаговой инструкции в двух форматах – текстовом и видео. Они всегда имеют возможность обратиться с возникающими вопросами к разработчику через систему обратной связи на сайте ГБДОУ д/с 96 Петроградского района СПб.
Этап 3. Реализация игрового процесса
Игрокам рекомендуется ежедневно общаться с родителями посредством мессенджеров, социальных сетей и/или чатах образовательных платформ, поскольку частота занятий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих эффективность. В случае не очень широкого круга играющих родителей рекомендуется договариваться о времени онлайн-диалога между собой, чтобы была возможность выработки коммуникативных умений.
Наставникам необходимо анализировать очередь диалогов игроков. Частота проверки оговаривается на 1 этапе. Если наставник не будет справляться с нагрузкой, то рекомендуется перевести его в число игроков.
Этап 4. Рефлексия
Систематически в процессе игры педагогам предлагается провести самоанализ результативности. Они заполняют электронные анкеты, определив, в каких аспектах взаимодействия с родителями в цифровом образовательном пространстве ДОУ они могут отметить положительную динамику. На любом этапе игры участники могут оставлять отзывы и пожелания.
Возможности для внедрения «Методического портфеля» в практику дошкольного образования:
- Систематизированное и понятное оформление (интерфейс) материалов в «Методическом портфеле» и сопровождающее видео- и текстовое руководство позволяет педагогам за короткое время разобраться в его функционале.
- Стартовый потенциал педагогов определяется экспресс-тестированием и позволяет определить индивидуальную траекторию внедрения «Методического портфеля» в практику работы группы детского сада
- Внедрение продукта в ОУ возможно при помощи распространения промо-кодов среди воспитывающих взрослых и не требует дополнительных финансовых затрат.