Купирова Елена Анатольевна, учитель русского языка и литературы, руководитель ЛОИ
Рудакова Нина Сергеевна, учитель испанского языка, методист ЛОИ
Чалухина Надежда Викторовна, учитель начальных классов, методист ЛОИ
Щеглова Варвара Максимовна, учитель географии, педагог-организатор, методист ЛОИ
3.Описание инновационного продукта
Общее описание разработки (ключевые положения)
Цифровая трансформация образования является важным ресурсом развития образования в России. В рамках национального проекта «Образование» запущен проект «Цифровая образовательная среда», целью которого является создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров.
С другой стороны, сохранение здоровья подрастающего поколения – важнейшая задача государства и общества. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года” определены цели и задачи к 2024 году, в том числе увеличение до 55% доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и систематически занимающихся физической культурой и спортом. Организация образовательного процесса по модели «обучение вне стен классной комнаты» максимально способствует двигательной активности и здоровьесбережению. Сказанным обусловлена актуальность инновационного продукта.
В ряду современных педагогических практик модель «обучение вне стен классной комнаты» занимает особое место, поскольку позволяет организовать образовательную инфраструктуру на основе богатой развивающей и мотивирующей среды.
При систематическом использовании модель «Обучение вне стен классной комнаты» позволяет внести в образовательную среду значимые изменения по следующим параметрам: место проведения обучения, средства обучения, способы организации деятельности обучающихся, организация обучения субъектов образовательного процесса, способы получения и фиксации результатов образовательной деятельности.
Модель «Обучение вне стен классной комнаты» позволяет значительно расширить образовательное пространство: учебную деятельность можно организовать в сквере, в парке, на пришкольном участке, в театре, в музее, в планетарии, на берегу водоема, около памятника, на территории загородной базы и пр. Более того, если урок длится 40-45 минут, то в модели «Обучение вне стен классной комнаты» школьники тратят на выполнение задания столько времени, сколько им нужно в условиях игрового командного взаимодействия.
Средства обучения в модели «Обучение вне стен классной комнаты» меняются. Помимо традиционных учебников и тетрадей они включает в себя: объекты окружающего мира (природные и созданные руками человека), электронную среду (гаджеты, планшеты, смартфоны, цифровые лаборатории, видеокамеры, «умные» часы и т.д.), расширенную реальность (наличие интернета, QR-кодов, дополненной реальности HPReveal и прочие инструменты, дающие доступ к дополнительной информации об объекте).
В модели «Обучение вне стен классной комнаты» меняются способы организации образовательной деятельности обучающихся. Урок может проводиться в различных формах: квест на местности, кейс, сюжетная / ролевая игра, различные виды творческой деятельности. Задания могут выполняться индивидуально, в паре, в группе.
Организация обучения участников образовательного события осуществляется как в реальном, так и в виртуальном пространстве с помощью чата, виртуальной доски, бумажного или интерактивного рабочего листа (ИРЛ). Создать ИРЛ несложно, используя бесплатные сервисы, которые предлагают готовые формы ИРЛ с различными вариантами тестовых заданий, графическим интерфейсом добавления заданий.
Спектр способов фиксации образовательных результатов в модели «Обучение вне стен классной комнаты» очень широк. Помимо ответов, внесенных в чат, блог, интерактивный рабочий лист, можно предложить школьникам создать фотоотчет, видеоотчет, интерактивный плакат, ментальную карту, географическую карту, видеоролик, слайд-шоу, коллаж, хронологическую ленту с мультимедийным контентом и др. Подобные нетрадиционные формы отчетности очень интересны детям.
Таким образом, модель «Обучение вне стен классной комнаты» позволяет реализовать комплексный подход к обновлению образовательных технологий, предусматривает расширение образовательного пространства, использование элементов сетевого обучения, внедрение в процесс обучения игровых практик, оптимизирует систему здоровьесбережения. С другой стороны, к окончанию школы у обучающегося должны быть сформированы компетенции, позволяющие ему эффективно продолжать образование и самообразование в течение всей жизни, взаимодействовать в команде, самореализоваться.
Инновационный продукт Методический комплекс «За рамки. Использование модели «Обучение вне стен классной комнаты» – это сайт, созданный на отечественной платформе Tilda. «За рамки» представляет собой методический комплекс, включающий следующие страницы:
- Главная страница. Модель «Обучение вне стен классной комнаты»
- Методическое сопровождение
- Рабочие листы по модели «Обучение вне стен классной комнаты»
- Геокешинг
- Уроки с применением QR-кода
- Сценарии образовательных выездов по модели «Обучение вне стен классной комнаты»
На главной странице обоснована актуальность модели «Обучение вне стен классной комнаты», рассмотрены ее особенности в аспекте образовательного пространства, используемых организационных форм, дидактических средств, возможности для развития мотивации и сохранения здоровья обучающихся, формирования предметных знаний и компетенций XXI века.
Важным компонентом инновационного продукта является страница «Методическое сопровождение». На этой странице представлены материалы, позволяющие организовать эффективную деятельность обучающихся, находящихся вне учебного кабинета. Это:
- сервисы для создания QR-кодов (qrcoder, ru Генератор-Qr-кодов),
- презентация-инструкция «Создание квеста на местности с элементами Геокешинга» (автор Меркулова А.В., учитель русского языка и литературы),
- сайты — помощники для создания интерактивных рабочих листов (Образовательная платформа Joyteka, Wizer.me, Яндекс формы бесплатный многофункциональный сервис для проведения тестирования, coreapp),
- как организовать квест на местности (два видеоролика с пошаговыми инструкциями, автор Рудакова Н.С., учитель испанского языка).
Организация деятельности школьников на уроках по модели «Обучение вне стен классной комнаты» строится на основе интерактивного рабочего листа. С целью усиления практической направленности инновационного продукта создана страница «Рабочие листы по модели «Обучение вне стен классной комнаты». Банк интерактивных аннотированных рабочих листов предметной и метапредметной направленнности содержит разработанные педагогами Гимназии № 67 рабочие листы по разным предметам, позволяющими организовать образовательный процесс вне школьного кабинета.
Страница «Геокешинг» – подробно описанный методический ресурс, созданный учителем русского языка и литературы А.В. Меркуловой. В нем рассмотрены особенности геокешинга как образовательной технологии, представлена пошаговая инструкция о создании образовательного пространства в формате геокешинга.
«Уроки с применением QR-кода» – страница, позволяющая разработать увлекательные образовательные квесты на местности. Перед учениками ставится задача решить проблему, находя по QR-кодам подсказки и решая учебные задачи. Для создания образовательного квеста подсказками могут быть ответы на задачи, которые необходимо решить для продвижения по местности по сюжету квеста. Таким образом, педагог, организуя образовательную деятельность в игровой командной форме, развивает учебную мотивацию, коммуникативные компетенции, умение работать в команде.
Страница «Сценарии образовательных выездов по модели «Обучение вне стен классной комнаты» включает сценарии двух мероприятий: «Тайна Рощинской долины. Сценарий образовательного выезда для 5-7 классов» и Игра по станциям “Тропой здоровья” Сказочной тропой” для учащихся 1-4 классов. В сценариях подробно описаны подготовительный этап мероприятия и этап реализации, представлены сценарии мастер-классов, вопросы и задания для станций, раздаточный и наглядный материал.
Все разработанные педагогами Гимназии № 67 уроки и образовательные выезды по модели «Обучение вне стен классной комнаты» ориентированы на развитие учебной мотивации, стимулирование познавательной активности, вовлечение обучающихся в творческую, интеллектуальную, проектную деятельность. Выполняя задания, школьники участвуют в индивидуальной и групповой работе. Модель «Обучение вне стен классной комнаты» позволяет персонализировать процесс обучения, поскольку ученик имеет возможность выполнять задания в своем темпе, используя имеющиеся знания и опыт, при необходимости восполняют образовательные лакуны с помощью специальных ссылок-помощников. Таким образом, модель «Обучение вне стен классной комнаты» способствует сохранению и развитию психологического, социального и физического здоровья ученика, формированию у обучающихся компетенций XXI века.