Чвыкова Анастасия Андреевна, заместитель директора по НМР
Грумадене Ольга Юрьевна, методист ЛОИ
Соломатина Тамара Викторовна, методист ЛОИ
Решая задачи социально-бытовой адаптации и школьного обучения ребенка, мы недостаточно времени уделяем его дальнейшей профессиональной реализации, возможностям его восприятия и уровню взаимодействия с окружающей социальной средой в рамках возможной самореализации и профессионально-общественной адаптации.
Именно профессиональная направленность в процессе обучения, ее диагностика и максимально возможное развитие, начиная с основной школы и на протяжении всего периода обучения, является чрезвычайно важной базой для достижения более успешной интеграции молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в жизнь современного общества.
Специалисты школы-интерната № 20 на протяжении семи лет осуществляют образовательную деятельность в направлении развития и обучения детей с расстройством аутистического спектра в рамках «Ресурсного класса». Мы пришли к выводу, что именно профессиональная направленность в процессе обучения, ее диагностика и максимально возможное развитие, является чрезвычайно важной базой для достижения более успешной интеграции молодых людей с РАС в жизнь современного социума.
В рамках разрабатываемой нами программы профессиональной направленности и подготовки обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общеобразовательном учреждении, мы выделили один из модулей нашей программы, так как он имеет широкое прикладное значение и его можно выделить в самостоятельный компонент. Мы назвали этот компонент – модель «Бицикл» и представляем его как модель определения и развития профессиональной направленности детей с расстройством аутистического спектра.
«Бицикл» рассматривается как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых явлений, процессов, дисциплин, образующий законченный круг непрерывного развития, конечным результатом которого является решение задачи, связанных с выработкой, развитием и закреплением когнитивной способности, профессионального умения.
Механизм работы модели «Бицикл»:
Используя поведенческие механизмы (включая контроль эмоционально-волевой сферы) и механизмы высших психических функций, как два основных направления развития, выявляем ведущую (самую развитую) психическую функцию, используем ее для выстраивания коррекционных упражнений, обучаем навыкам, развиваем навыки и умения, ориентированные на профессиональную направленность учащихся, развивая их мотивацию, круг общения и профессионально-значимое пространство.
Непрерывно используя данный механизм, ребенок получает возможность профессионально-общественной адаптации, выявления его профессиональной направленности, ориентирование на профессиональное обучение для дальнейшего освоения и расширения общественно-профессионального пространства.
Концепция модели «Бицикл» включает в себя:
– использование традиционных методик, способов диагностики и коррекции с учетом индивидуального подхода и особенностей ребенка с РАС;
– расширение круга общения ребенка и его профессионально-общественного пространства, путем включения новых субъектов для коммуникации и объектов, потенциально связанных с возможной профессиональной деятельностью;
– внедрение инновационного подхода в рамках программы профессиональной направленности детей с РАС с использованием ведущей психической функции в развивающих и коррекционных упражнениях;
– определение полученных результатов по двум направлениям: развитие навыков и развитие высших психических функций;
– внесение соответствующих изменений в коррекционную деятельность;
– выявление наличия признаков формирования профессионально-общественной адаптации;
– освоение социально-значимой среды для дальнейшего развития ребенка в процессе профессионально-общественной адаптации;
– определение Индекса профессиональной направленности, позволяющего не только качественно, но и количественно описать процесс развития профессиональной направленности детей с РАС.
Мы определили подход, позволяющий непрерывно расширять пространство вербального, когнитивного, цифрового взаимодействия, развивать эмоционально-волевую сферу, при этом, используя и совершенствуя «сильную» сторону обучающегося, применяя полученные результаты для определения и развития профессиональной направленности.
Возрастной диапазон применения модели: от последнего года обучения в начальной школе до окончания основной.
Назначение нашей модели развития: шаг за шагом двигаться к намеченной цели, независимо от наличия скрытых препятствий и количества необходимых подходов и повторений.