Кочешкова Любовь Евгеньевна, к.ф.н.,заместитель директора по учебно-воспитательной работе учитель русского языка и литературы
Система метапредметных образовательных игр “ВКонтексте” разработана в соответствии с федеральным проектом «Успех каждого» и программным направлением Программы развития системы образования Петроградского района Санкт-Петербурга на 2020-2024 гг. «Петроградская сторона: открытость, качество, партнерство» -успех, соразмерный Каждому.
Она основывается на следующих педагогических принципах: во-первых, это принцип развивающего образования целью которого является развитие ребенка; во-вторых, принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями учащихся, спецификой и возможностями образовательных областей и в-третьих, принцип цикличности.
Цель cистемы метапредметных образовательных игр “ВКонтексте” – создание условий для формирования целостной картины мира у учащихся через постижение историко-культурного наследия русской литературы, синтезирующей образовательные и духовно-нравственные аспекты и способствующей успеху каждого ребенка.
Задачи системы метапредметных образовательных игр
- системное использование образовательного потенциала классических произведений русской литературы, творческое активное освоение их глубокого культурного и исторического содержания;
- преодоление предметоцентризма современного образования, опирающегося на педагогическую идею сведения содержания образования к знаниям, структурируемым по учебным предметам;
- ориентация на формирование умения находить знания, анализировать их, приобщение учащихся к исследованию, поиску;
- формирование у учащихся предпосылок для освоения знакового языка культуры, что подразумевает развитие способностей к семантическому анализу, связанному с умением «читать» различные тексты культуры, «свертывать» и «развертывать» информацию, заложенную в них, а впоследствии создавать и собственные культурные тексты;
- повышение мотивации учащихся к обучению с помощью технологий активного обучения,
- ориентация на формирование ряда важнейших компетентностей учащихся, таких как общекультурная и социальная;
- формирование отношения к историко-культурному наследию России как к высокой ценности, совершенствование способности к восприятию духовно-нравственной культуры России как диалога разных культурных традиций.
Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- способствовать получению новых знаний по истории, литературе, истории, искусству, русскому языку, обогащать активный и потенциальный словарный запас;
- способствовать пониманию связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- способствовать воспитанию уважения к историческому наследию России; восприятию традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формировать и развивать готовность и способность к саморазвитию, самообразованию; способствовать формированию мотивации к обучению и познанию;
- способствовать формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
- воспитывать уважение к истории, искусству, литературе, духовным ценностям России;
- способствовать формированию целостного мировоззрения учащихся.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:
- учить определять общую цель и пути ее достижения; вырабатывать общую стратегию игры
- формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, формировать умение планировать, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:
- формировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе
- формировать готовность слушать собеседника и вести диалог;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- допускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости.
Познавательные:
- способствовать овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей;
- овладевать базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Личностные:
- формирование адекватной самооценки, создание мотивации на дальнейшее самостоятельное изучение темы;
- ценностно-смысловая ориентация учащихся, формирование отношения к истории и культуре прошлого как к ценности.