Баламутова Людмила Николаевна, воспитатель
Бурыбина Елена Владимировна, воспитатель
Воронцова Арина Александровна, заместитель заведующего, учитель-логопед
Дунаева Ольга Юрьевна, старший воспитатель
Ларионова Ксения Владимировна, учитель-дефектолог
Лукоянова Мария Николаевна, учитель-дефектолог
Ляшенко Анна Сергеевна, учитель-дефектолог
Отяковская Галина Сергеевна, воспитатель
Полозова Елена Анатольевна, учитель-логопед
Троянова Олеся Владимировна, воспитатель
Чижевская Елена Валерьевна, воспитатель
Программа просвещения для родителей (законных представителей) детей в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет (далее Программа) разработана с целью организации психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) и повышение психолого-педагогической и методической компетенций родителей (законных представителей) детей от 2 месяцев до 3 лет.
Программа просвещения опирается на принципы государственной и региональной политики в сфере образования, соотносится с приоритетами и стратегическими задачами, выделенными в государственных документах международного, федерального и регионального уровней.
Вопросы образования, развития системы ранней помощи, комплексного сопровождения детей с особыми потребностями и поддержки их семей регулируют важнейшие государственные нормативно-правовые документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, а далее Концепция развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации лиц с инвалидностью, в том числе детей с инвалидностью, на период до 2025 года.
Создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания включено в перечень основных направлений развития социальных институтов воспитания, предусмотренных Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
Национальным проектом «Образование» заложены показатели: создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования и воспитания, в том числе для раннего развития детей в возрасте до трех лет путем предоставления в 2024 году не менее 20 млн. услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей.
Общая актуальность реализации различных программ родительского просвещения подтверждается результатами мониторинга запроса родителей на участие в таких программах, проведенного Общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей».
С утверждением «Родительству» нужно целенаправленно учиться, как и другим жизненно важным знаниям» выразили согласие 80,33% опрошенных в ходе мониторинга. Необходимость повышать уровень своих знаний и компетенций в сфере воспитания детей оценивают 51,43% опрошенных.
В области образования работа по родительскому просвещению помогает решать вопросы государственно-общественного управления, независимой оценки качества образовательных услуг и в целом «повернуть» родителей лицом к образовательному учреждению, совместно искать решения возникающих проблем воспитания и обучения, а если рассматривать просвещение родителей детей раннего возраста, то это в первую очередь будет способствовать профилактике возникновения особенностей в развитии ребенка, правильному и адекватному возрасту, восприятию развития ребенка, профилактике инвалидизации в случае наличия у ребенка особенностей развития.
Программа психолого-педагогического просвещения родителей содержит курс психологических знаний для родителей детей раннего возраста, целью которого является создание условий для психологического просвещения родителей и повышения их психолого-педагогической компетентности.
Задачи просвещения родителей:
- содействие развитию ключевых компетенций родителей (информационных, мотивационных, технологических, коммуникативных, рефлексивных);
- профилактика рисков возникновения особенностей развития у детей раннего возраста;
- формирование ответственной и позитивной родительской позиции;
- пропаганда обобщенно-позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома;
- содействие развитию навыков родительского самообразования;
- содействие формированию способности к осознанному выбору траекторий развития детей и средств обеспечения реализации таких траекторий;
- помощь в поиске ответов на возникающие вопросы в области реализации своей родительской позиции;
- содействие осознанию потенциала и рисков выбираемой стратегии воспитания и образования своих детей, последствий собственных действий;
- выстраивание позитивных детско-родительских отношений;
- разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;
- профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства;
- повышение уровня правовой культуры в области семейного права;
- пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи;
- повышение мотивации родителей к участию в общественно-государственном управлении образовательными системами.
Отличительной особенностью Программы просвещения родителей является компетентностный подход, включающий повышение уровня родительских компетенций (таблица 1).
Таблица 1
Педагогическая компетентность
|
– повышение качества действий родителей, обеспечивающих эффективное решение задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка раннего возраста в условиях семьи с учетом его возрастных и личностных особенностей. |
Психологическая компетентность
|
– повышение качества действий родителей, обеспечивающих эффективное решение психологических проблем и типичных задач, возникающих в реальных ситуациях семейной жизни и детско-родительских отношениях;
– владение родителями основами психологических знаний о возрастных особенностях развития ребенка раннего возраста, формировании личности, развитии способностей детей; – создание родителями благоприятной психологической среды для развития личности ребенка с использованием жизненного опыта, основ психологических знаний, общепризнанных ценностей. |
Коммуникативная компетентность
|
– владение навыками общения с ребенком раннего возраста;
– повышение качества действий родителей, обеспечивающих эффективное взаимодействие с детьми и другими членами семьи; – владение коммуникативными навыками, умениями грамотно разрешать семейные конфликты и напряженные ситуации; – повышение уровня коммуникативной культуры, в т.ч. в детско-родительских отношениях. |
Информационная компетентность | – повышение информационной компетентности родителей, обеспечивающей эффективное восприятие и оценку информации, поступающей в информационное пространство семьи из средств массовой информации, книг и других источников;
– эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптация к восприятию ребенком раннего возраста; – отбор и синтез информации в соответствии с системой приоритетов, ориентированных на физическое и психическое здоровье ребенка; – владение навыками информационной этики. |
Правовая компетентность | – повышение правовой грамотности родителей, обеспечивающей высокий уровень правовой культуры в семейной жизни и детско-родительских отношениях, основанный на знании международного, российского и областного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере семьи и брака, защиты прав ребенка, образования. |
Адресатами получения помощи являются:
- родители (законные представители) детей 0–3 лет, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования;
- родители (законные представители) с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, не получающие услуги дошкольного образования в образовательной организации;
- родители (законные представители) детей в возрасте от 0 до 3 лет, получающие услуги дошкольного образования в дошкольной образовательной организации;
- родители (законные представители) с детьми группы риска, детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами в возрасте от 0 до 3-х лет.
Данная Программа включает в себя три блока: диагностический, информационный и блок самообразования. Реализация Программы предполагает использование различных форм и методов взаимодействия специалистов с родителями (законными представителями) детей раннего возраста как в очном, так и дистанционном форматах.