На сегодняшний момент существует ряд стратегических документов, которые определяют образовательную политику Российской Федерации и являются ориентирами деятельности каждого образовательного учреждения. Основополагающими для деятельности нашей лаборатории образовательных инноваций стали:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст.20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования»);
- «Национальный проект «Образование» на 2019 – 2024 г.» (подпроекты «Цифровая образовательная среда», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей»);
- Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» на 2021-2024 г» от 01.01.2021.;
В соответствии с вышеуказанными документами, педагогами ДОУ в рамках деятельности ЛОИ было определено направление, объединяющее интересы и потребности всех участников образовательных отношений по патриотическому воспитанию дошкольников и актуальность цифровизации образовательного процесса. Исходя из данного направления, нами был разработан инновационный продукт, который представляет собой учебно-методическое пособие, включающее в себя интерактивную карту «Пешком по Петербургу».
«Карта» стала результатом поиска новых форм работы по патриотическому воспитанию в целях развития у дошкольников познавательного интереса, активности, мотивации саморазвития и, в том числе, способности применять приобретённые знания в играх, совместном досуге с родителями, в решении жизненных задач. Использование в образовательной практике нашей «Карты» является одним путей повышений качества образования, изменение роли родителей в образовательном процессе, активизации их образовательной позиции.
Интерактивная карта представляет собой итоговый продукт реализации нескольких проектов:
- «Маршруты выходного дня»;
- Телеграмм-канал «Петербург глазами детей»;
- «Петербургские профессии»;
- Копилка видеосюжетов «Мой любимый город»;
- «Создаем, чтобы играть…» (создание авторских дидактических и онлайн игр);
- «Знай и люби свой город» (создание интеллектуальных викторин с использованием онлайн сервисов);
Учебно-методическое пособие предполагает 2 вида использования
- Как учебный продукт (для проведения занятий с детьми),
- Как методический продукт (для педагогов и родителей)
В пособие входит методическая копилка материалов для занятий с детьми по всем темам, включенным в «Карту», а виртуальные помощники, размещенные на карте около каждой достопримечательности, дают возможность получения «быстрой» информации об истории и культуре Санкт-Петербурга всеми участниками образовательного процесса через:
- Конспекты занятий;
- Презентации и видеоролики к занятиям;
- Подбор ребусов и загадок;
- Маршруты и квесты для путешествий;
- Материалы для проведения экскурсий;
- Видеопрогулки;
- Описание авторских дидактических игр;
- Описание сюжетно-ролевой игры «Петербургские профессии»;
- Наглядно – методический материал для работы с детьми;
Интерактивная карта и прилагаемые к ней методические материалы дают возможность выстроить процесс изучать город с точки зрения тематики (Например, «Реки и каналы»), и по степени приближенности к месту проживания (для младшего и среднего возраста предлагается материал из «ближайшего окружения», например достопримечательности Петроградского района).