В соответствии с положениями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основополагающей задачей образования этой категории лиц является их личностное и познавательное развитие в соответствии с современными требованиями, обеспечивающее возможность их успешной социализации и социальной адаптации. При этом, на современном этапе образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживает некоторые противоречия. С одной стороны, в содержании учебных предметов силен «академический» компонент, который рассматривается в структуре образования как усвоение системы знаний, в том числе – и теоретических. С другой стороны – ФГОС делает акцент на формировании социальных (жизненных) компетенций, под которыми понимается необходимость овладения знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими качество повседневной жизни ученика.
Для разрешения данного противоречия возникает необходимость переосмысления и обновления комплекса условий, используемых для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся и, как следствие этого, особую актуальность приобретает проблема их научного обоснования в части психолого-педагогических и дидактических условий, которые позволят достичь социально желаемого уровня развития рассматриваемой категории учащихся.
Одной из наиболее актуальных групп с точки зрения практической значимости для педагогического сообщества в контексте обеспечения выполнения требований к результатам освоения адаптированных основных образовательных программ, установленных ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как следствие повышения качества образования, являются дидактические условия.
В педагогической практике дидактическими условиями могут выступать такие компоненты образовательного процесса и элементы учебно-материальной базы любого образовательного учреждения, как учебники, рабочие тетради, рабочие листы с предметными заданиями и т.д. Необходимо отметить, что требования к результатам образования, определенные ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), изменили подходы к содержанию дидактических условий учебного процесса. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) устанавливает 2 группы требований: к личностным и предметным результатам освоения адаптированных основных образовательных программ (далее – АООП). Предметные результаты связаны с усвоением знаний, умений и навыков по учебным предметам, включенным в учебный план, и возможностями их применения в практической деятельности. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач. Формирование социальных (жизненных) компетенций у обучающихся с легкой умственной отсталостью. Формирование социальных (жизненных) компетенций у обучающихся с легкой умственной отсталостью в процессе обучения – одна из центральных и наиболее значимых задач во ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В ходе урочной деятельности мы предлагаем использовать особый подход – практико-ориентированные ситуационные задачи, решение которых потребует от учеников использования знаний и умений, полученных в ходе изучения различных учебных предметов, в том числе и на учебном предмете «Основы социальной жизни», что позволит реализовать принцип межпредметных связей. Именно при решении на уроках таких интегрированных ситуационных задач будет происходить формирование у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) социальных (жизненных) компетенций, способствующих социальной адаптации и повышение уровня общего развития учащихся.
Под ситуационной практико-ориентированной задачей мы понимаем текстовую форму учебного материала, носящего не только дидактический характер, но и предполагающего достоверность описываемой ситуации, в которую закладывается и доступность средств для её разрешения. В ходе создания и решения таких задач реализуется принцип практической направленности, предполагающий установление тесных связей между изучаемым материалом и практической деятельностью обучающихся; формирование знаний и умений, имеющих первостепенное значение для решения практико-ориентированных задач.
Целью внедрения в процесс образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) практико-ориентированных ситуационных задач является «погружение» учащихся в решение «жизненной» ситуации и приобретение навыков, которые в дальнейшем помогут решить жизненную задачу.
Данное учебно-методическое пособие содержит практико-ориентированный материал и направлено на развитие тех навыков, знаний и умений, а также способов их применения, которые необходимы обучающемуся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования в обществе.