Полякова Т.Н., научный руководитель, д.п. н., профессор Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И. Герцена
Ботвинко Т.Н.., методист ГБОУ лицей № 82
Методическое пособие «УЧИМСЯ – ИГРАЕМ: развитие познавательных умений ребёнка в процессе предшкольной подготовки». Авторы: Т.Н. Полякова, Т.Н. Згибай, Н.В. Григорян
Отличительные особенности и инновационный характер
1. Методическое пособие содержит весь комплекс необходимых для учителя материалов: образовательную программу, календарно- учебное планирование, методические рекомендации, конспекты занятий.
2. Направленность предшкольной подготовки не на освоение знаний, а на развитие познавательных интересов, воображения, креативности, инициативы, действий, которые выражаются в общеучебных умениях: видеть и формулировать проблему, намечать пути ее решения, оценивать результат и пр.; удовлетворение потребности ребенка в экспериментировании и игре (введение подвижной игры обязательно!).
3. Создание полиобразовательного пространства, где образовательные области не разделяются на отдельные занятия (чтение, математика и пр.), а взаимодополняют друг друга на основе совместной деятельности (познавательной, физической, художественно-эстетической, речевой, коммуникативной). Основой интергации предметных областей является метапонятие знак (буква, цифра, рисунок-графема обобщающего понятия, знак действия, сравнения, знаки препинания и пр.).
4. Конкретное когнитивное действие (познавательное умение) – наблюдение, сравнение, анализ, выделение свойств, группировка (классификация) и др. – отрабатывается на разнообразном материале на занятиях в течение учебной недели. В отборе содержания учитывается тематика знаний об окружающем мире и экспериментальный подход к его изучению.
5. Игра (свободная и дидактическая) – основной метод практической реализации программы. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребёнка, является игра. Благодаря игровой методике любой познавательный материал усваивается в доступной для детей форме: они с удовольствием, а, значит, и успешно, осваивают базовые математические представления, формируют графические навыки, способы начального чтения, социальные навыки. Игровые методики создают для дошкольников обстановку непринужденности, когда желание научиться чему бы то ни было возникает естественно, как бы само собой.
6. Основой интергации предметных областей является метапонятие знак (буква, цифра, рисунок-графема обобщающего понятия, знак действия, сравнения, знаки препинания и пр.). В отборе содержания учитывается тематика знаний об окружающем мире и экспериментальный подход к его изучению.
7. Программа предусматривыает формирование первичного опыта выполнения универсальных учебных действий таких, как работа по правилу и образцу; фиксация затруднения в деятельности; выявление причин затруднения (проблемы); выбор способов преодоления затруднения; планирование своих действий, работа в сотрудничестве; контроль и оценивание выполненных действий.
8. Программа учитывает предпрофессинальную ориентацию учащихся в сфере инжиниринга (области человеческой деятельности направленной на применение достижений науки и техники для решения конкретных проблем), что находит отражение при ознакомлении учащихся с окружающим миром, а также в завершающем разделе программы «Играем в профессии», содержание которого знакомит с профессиями типа «Человек-техника»: инженер-мыслитель (проектировщик), инженер-технолог, инженер-практик.
3. Опыт работы по программе в ГБОУ лицее № 82
Мероприятия 2019-21 гг в 82 лицее по повышению уровня профессиональных компетенций педагогов дошкольного и начального образования в реализации инновационной программы
Индивидуальная методическая документация педагога (консультация)
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (методический семинар)
Экспериментирование как метод познания дошкольников( практикум)
Образовательный потенциал вопросов и заданий на различных возрастных этапах (обучающий семинар)
Продуктивные задания как средство формирования УУД (обучающий семинар)
Работа над ошибками (методический практикум после проведения открытого занятия в ОДОД)
Оценочная деятельность субъектов образовательного процесса в реализации ФГОС (о школьной системе оценки качества образования)- круглый стол
Освоение общемыслительных действий детьми 5-10 лет (выступление на педсовете с презентацией программы « Учимся-играя» и мастер-класс)
Разработка Положения о школьном конкурсе профессиональных компетенций педагогов
Методические рекомендации по итогам промежуточной диагностики освоения программы предшкольной подготовки (ФЭМП)-обсуждение итогов
Презентация к проведению Петербургского образовательного Форума, проведение секции.
4. Распространение (диссиминация) опыта
(Диссеминация – что это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории).
– подготовка к печати и издание методического пособия;
– проведение районных и городских научно-методических семинаров и вебинаров,
– оказание методической поддержки в он-лайн режиме по заявка ОУ;
– организация открытых занятий по программе на базе ОУ № 82 .