Получение качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и инвалидами является одним из приоритетных направлений образовательной политики государства и зависит, в том числе, от профессиональных компетенций современного учителя.
Основная идея инновационного продукта «Конструктор урока» отражает ключевые положения Нацпроекта «Образование» в части подпроектов «Успех каждого ребенка» и «Поддержка семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья» и концепции развития системы образования Санкт-Петербурга в части, касающейся организации разнообразных форм обучения, воспитания, коррекционной поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основополагающей является и идея о необходимости создания организационно-педагогических условий в образовательных учреждениях (в том числе реализующих инклюзивное образование) для коррекции нарушений развития и социальной адаптации детей с ОВЗ на основе специальных подходов и методов, способствующих удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся (проект Стратегии развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в РФ на период до 2030 года).
Основной целью модернизации системы образования является реализация конституционного права на получение доступных форм обучения всеми категориями детей с ОВЗ. Образование данной категории обучающихся предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения качественного образования в пределах образовательных стандартов. Само качество образования определяется федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В основе Стандарта лежит деятельностный подход, который предполагает формирование основ учебной деятельности, а именно умение принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать её процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками.
Особые требования при этом предъявляются к планированию учебного процесса, ориентированного на результаты освоения адаптированных основных образовательных программ и специальной индивидуальной программы развития. При этом в современной педагогической среде учитель должен акцентировать своё внимание именно на педагогические технологии, которые позволят максимально учитывать психолого-педагогические, психофизические и личностные особенности обучающихся.
Одним из основных инструментов проектирования урока становится технологическая карта урока. Форма представления урока в виде технологической карты позволяет учителю осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; системно формировать у обучающихся базовые учебные действия; на стадии проектирования оценивать эффективность выбранных методов, средств и видов учебной деятельности; структурировано и логично переходить от поурочного планирования к масштабному проектированию всей темы.
Практика работы показывает, что педагоги испытывают трудности при проектировании уроков различных типов, затрудняются в определении ключевых компонентов и структурных этапов урока. Таким образом и появилась идея разработать «конструктор» современного урока, который позволил бы любому учителю выстроить структуру урока в контексте принципов коррекционной педагогики.
В практике специального образования отсутствует единая фиксированная форма оформления конспекта урока или занятия. Каждый педагог, приступая к практической деятельности, использует ту форму, которая является для него привычной исходя из предыдущего опыта работы. При этом на современной этапе ни ФГОС НОО ОВЗ, ни ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью не определяет фиксированную типологию уроков и их внутреннюю этапность. Разработанный ГБОУ школой №25 электронный сервис «Конструктор урока» представляет собой единственный из представленных в сегменте коррекционного образования Санкт-Петербурга сервис, позволяющий формировать методически корректный конспект урока при реализации учебной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (варианты 1, 2).