Чвыкова Анастасия Андреевна, заместитель директора по НМР
Грумадене Ольга Юрьевна, методист ЛОИ
Соломатина Тамара Викторовна, методист ЛОИ
В рамках разрабатываемой нами программы профессиональной ориентации обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС), мы составили диагностический сборник, позволяющий осуществлять исследование обучающихся с РАС с целью выявления их профессиональной направленности для дальнейшего привлечения в профессиональную сферу деятельности, определения вектора дальнейшего личностного развития.
Обучающиеся с РАС характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков. Среди них могут быть дети, имеющие дополнительно нарушения моторно-двигательного аппарата, сенсорные аномалии, иные сложности, не напрямую связанные с проблемами аутистического спектра, трудности речевого и умственного развития.
Профессиональная адаптация обучающихся с РАС требует разработки адаптированных методов диагностики профессиональных интересов, предпочтений и склонностей, учитывающих имеющиеся ограничения.
В диагностическом сборнике представлен алгоритм, описание всех этапов диагностики. Описаны выводы, возможные сложности и пути их преодоления. Представлен комплекс авторских и валидных адаптированных методик с учетом особенностей данной категории обучающихся.
Диагностический сборник можно использовать как готовое пособие для диагностики профессиональной направленности, уровня общего развития высших психических функций, навыков и предпочтений обучающихся с РАС.
Основанием эффективности подготовки и развития профессиональных качеств, умений и навыков для успешной адаптации ребенка в общественно-профессиональном пространстве является принцип взаимодействия психических функций с умениями, навыками и предпочтениями в процессе диагностики и коррекции, для достижения максимально возможных положительных результатов.
Направленное, взаимосвязанное изучение соотношения уровня развития умений и навыков, произвольной регуляции и познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления) имеет большое значение при обследовании детей с РАС.
В диагностическом сборнике представлены:
– цель и задачи диагностики, её необходимость и своевременность;
– причины адаптации методик, направления диагностики, её эффективность;
– требования к диагностическим методикам;
– описано и определено понятие «адаптационные возможности»;
– сведены в единую таблицу основные характеристики обучающихся с РАС, соотношение их по группам с одновременным описанием отличий в процессе диагностики обучающихся по разным адаптированным образовательным программам (8.1, 8.2, 8.3, 8.4) и рекомендациями по коррекционной работе;
– этапы диагностики определения профессиональной направленности обучающихся с РАС;
– структура диагностического процесса;
– авторские методики диагностики навыков и предпочтений для вариантов программ обучения 8.1, 8.2, 8.3, 8.4;
-сформирована и представлена авторским коллективом методика дополнительного исследования навыков, коммуникативной среды, умений и предпочтений «Карта оценки социально-бытового пространства», необходимая в контексте данного исследования обучающихся по всем вариантам программ 8.1, 8.2, 8.3, 8.4;
– адаптированные надежные методики для исследования высших психических функций;
– методики, выстроенные определенным образом, и составляющие единый диагностический комплекс для исследования профессиональной направленности и развития детей с РАС (вариант 8.1, 8.2, 8.3, 8.4);
– описание возможных сложностей в процессе диагностики и пути их решения.
По итогам всех диагностических процедур можно определить признаки профессионально-общественной адаптации по основным целевым направлениям работы:
- качество сформированных навыков;
- уровень развития ВПФ, в том числе определение уровня развития ведущей функции;
- выявление уровня развития мотивации и предпочтений, их ведущую направленность;
- уровень развития профессионально – общественного пространства.
По результатам заключений открывается область дальнейшего психологического исследования и возможность развития профессионально значимых психологических качеств и навыков.