Елякова Марина Эдуардовна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №51 Петроградского района,
Ермолаева Марина Григорьевна, профессор кафедры педагогики и андрагогики СПб АППО имени К.Д. Ушинского,
Игнатьева Елена Юрьевна, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (НовГУ),
Конюшая Татьяна Григорьевна, зам. директора по учебно-воспитательной работе, учитель музыки
Кузьмина Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы
Левина Дарья Дмитриевна, учитель начальных классов
Панов Михаил Игоревич, учитель истории и обществознания
Пестрякова Ольга Александровна, заведующий музеем, педагог дополнительного образования
Ривкина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов
Сергеева Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы
Царева Анастасия Алексеевна, учитель биологии
Предлагаемый инновационный продукт – учебно-методическое пособие «Игропрактики в обучении» способствует решению задачи развития игротехнической компетентности педагогов.
Учебно-методическое пособие «Игропрактики в обучении» является результатом, обобщающим теоретические идеи и практики экспериментальной работы, реализованные в ЛОИ по проекту развития игротехнической компетентности педагогов.
Пособие включает теоретические и практические разделы.
В теоретических разделах:
– раскрывается сущность и возможности игрофикации как одного из направлений совершенствования процесса обучения, предложены два подхода к различению процессов игрофикации и геймификации;
– представлены различные подходы к пониманию игры и ее изучению, различные определения игры, что позволило показать многообразие взглядов на игру, ее противоречивую природу;
– обозначена специфика игры и ее место в процессе обучения: функции, законы, структура игры, требования к игре на уроке и классификация педагогических игр, диагностические возможности игры, ее возможные негативные проявления и правила предупреждения их;
– изложены особенности игры на уроке, особое внимание уделено дидактической игре – ее структура, отличие от детской игры, требования по усилению ее привлекательности для учащихся; дидактическая игра рассмотрена как метод, технология, средство и форма обучения;
– предложена точка зрения на разницу позиций педагога как игромастера, игропедагога, игротехника, игропрактика; представлены определение и разработанная в логике компетентностного подхода структура игротехнической компетентности педагога.
В практическую часть пособия «Игротехническая копилка педагога (примеры из школьной практики)» включены разработки педагогов школы, демонстрирующие примеры применения игры и игровых приемов на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности (обществознание, русский язык и литература, английский язык, математика, музыка, основы религиозной культуры и светской этики, курс внеурочной деятельности «Школа юного урбаниста»).
В приложении пособия дано полное описание авторской игры «Пони-мания (педагогическая обучающая нескучная игра)», которая может использоваться как обучающая и диагностирующая игра для развития компетентности педагогов в области игропрактик во внутришкольной системе повышения квалификации. Это игра-ходилка, в которой пони команд/игроков соревнуются, выполняя различные задания и двигаясь по ипподрому до тех пор, чей-либо пони не наберет 51 яблоко/балл. Для игры разработаны задания разного уровня сложности и разного вида (теоретические, на применение игровых приемов в конкретной учебной ситуации, на разных этапах урока, творческие задания, на конструирование физкультминутки). Представлена методическая копилка игр и приемов, целесообразных к использованию на разных этапах урока.
Учебно-методическое пособие «Игропрактики в обучении» способствует решению андрагогических задач в процессе обучения педагогического состава путем включенного обсуждения, взаимообмена игротехническим опытом, освоения и закрепления педагогами игровых приемов и игр, которые помогают активному включению учащихся в учебно-познавательную деятельность, повышению их мотивации к освоению учебного содержания, созданию особой игровой творческой атмосферы на уроках.