Раздел | Понятия | Ссылка на материал |
А | ||
Августовский городской педагогический совет — это ежегодный аналитико-планирующий педсовет с участием представителей широкой педагогической общественности. На педсовете рассматриваются вопросы реализации приоритетных направлений развития отечественной системы образования в деятельности образовательных учреждений Санкт-Петербурга. По материалам педсовета формируются темы районных педагогических советов. | Ссылка | |
Активность инновационная ‒ характеристика социального поведения человека и организации в сферах инновационной деятельности, выражающаяся в параметрах интенсивности, скорости реакции, многообразии, частоте и объемах работ, связанных с инновационной деятельностью. | ||
пример | Инновационная активность образовательных организаций — комплексный критерий, характеризующийся включенностью организации в инновационную деятельность, уровнем реализации инновационного потенциала и способностью влиять на развитие системы образования района. Для составления рейтинга инновационной активности используются следующие показатели: § наличие инновационного статуса; § реализация инновационных проектов, направленных на развитие районной системы образования; § участие в конкурсах инновационных продуктов и по признанию инновационной площадкой, § презентация результатов инновационной деятельности на мероприятиях различного уровня и другие. |
Ссылка |
Анализ (от греч. analysis — разложение) — метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемого объекта. | ||
Аналитическая или консультационная группа — коллектив исследователей, менеджеров и представителей функциональных подразделений, который обеспечивает прогнозирование инновационных процессов в организации, выбор перспективных идей, определение тематики исследований, а также координирует работы специалистов, участвующих в программах. | ||
Аналитические документы Комитета по образованию Санкт-Петербурга | Ссылка | |
Аналитическая справка — это документ, который содержит результаты исследований, проведенных в какой-либо области. | ||
пример | Презентация В. Н. Виноградова | Ссылка |
Б | ||
БИЗНЕС-ИНКУБАТОР — субъект инновационной инфраструктуры региона/города/района, самостоятельная организация или структурное подразделение предприятия (отдел, лаборатория), занимающийся разработкой инноваций и новых форм бизнеса. | ||
пример | Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ — структурное подразделение Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Его основная цель — содействие созданию успешных бизнесов, которые основаны и развиваются силами молодых предпринимателей. | Ссылка |
В | ||
Веб-портал ‒ сайт в компьютерной сети, который предоставляет пользователю различные интерактивные интернет-сервисы, которые работают в рамках этого сайта. Веб-портал может состоять из нескольких сайтов. | ||
Д | ||
ДИФФУЗИЯ (лат. diffusio— распространение, растекание) ИННОВАЦИИ — распространение однажды освоенной инновации, использование ее в общественной практике. | ||
Диссеминация — это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории. Одним из условий диссеминации – распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта — является само профессиональное сообщество, которое в своей деятельности создает следующие каналы диссеминации: § информационные — выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом, создание сайтов или блогов в сети Интернет; § коммуникационные — профессиональные события; § обучающие — организация ознакомительных семинаров и организация более продолжительных программ обучения; § экспертные — оценка и поддержка участников процесса диссеминации. |
Ссылка | |
Ж | ||
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ (греч. kyklos- круг) ИННОВАЦИИ (1) — определенный период времени, в течение которого инновация обладает активной жизнеспособностью на рынке и приносит продуценту или продавцу прибыль и/или другую реальную выгоду. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ (2) — стадийность процесса: освоение, диффузия и рутинизация. Нововведение имеет строгую последовательность прохождения указанных стадий. |
||
З | ||
Заявка на городской конкурс инновационных продуктов ‒ форма подачи информации об инновационном продукте ОУ | Ссылка | |
И | ||
Идея ‒ предложение нового проекта, которое после технико-экономического обоснования может превратиться в инновацию. Идея — общая концепция продукта, который может быть предложен на рынке. Замысел товара — инновационная идея выражена в понятной для потребителей форме. |
||
Инновация — разработка и применение новых (и/или модификации существующих) средств, продукции, услуг или процессов. | ||
Инновационная цель образования — создание благоприятных условий для творчества, реализации природной сути, социальных потребностей человека. | ||
Инновационная деятельность — деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций. | ||
Инновационная педагогическая деятельность основана на осмыслении практического педагогического опыта. Это целенаправленная педагогическая деятельность, нацеленная на: § изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества образования, § получение нового знания, § формирование качественно иной педагогической практики. |
||
Инновационная педагогическая технология — целенаправленное, систематическое и последовательное внедрение в практику оригинальных новаторских способов, приемов педагогических действий и средств, охватывающих целостный учебно-воспитательный процесс от определения цели до ожидаемых результатов. | ||
Инновационное поведение педагога ‒ совокупность внешних проявлений его личности, в которых раскрывается внутреннее «Я» (мироощущение, мировоззрение, личностные особенности), направленных на качественное изменение составляющих системы образования в своей практике. | ||
Исследовательская площадка — вид экспериментальной площадки районного уровня. Деятельность исследовательской площадки является частным видом инновационной деятельности допустимой на уровне районной системы образования, отдельной образовательной организации и педагога. Специфика деятельности исследовательской площадки делает ее субъектом организации и проведения методической работы в районной системе образования и полноправным партнером в работе информационно-методического центра. | ||
пример | ПОЛОЖЕНИЕ об исследовательской площадке Колпинского района Санкт-Петербурга как вида экспериментальной площадки районного уровня. | Ссылка |
Интернет-ресурсы — совокупность информационных ресурсов, размещённых в Интернете. | ||
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) ‒ совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. | ||
Инновационный кластер — объединение ОУ-субъектов инновационной деятельности в кластеры по принципу общности разрабатываемых вопросов и тем. | ||
пример | Районный инновационный кластер Калининского района Санкт-Петербурга | Ссылка |
К | ||
Конкурс инноваций в образовании (КИвО) — Конкурс инноваций в образовании (КИво) проводят Институт образования и Высшая школа менеджмента ВШЭ при поддержке компании «Иннопрактика» и Агентства стратегических инициатив. Главная цель конкурса — отбор и поддержка лучших проектов и идей в образовательной сфере. | Ссылка | |
Конкурс между государственными образовательными учреждениями Санкт-Петербурга, внедряющими инновационные образовательные программы. Конкурс проводится с целью отбора лучших инновационных образовательных программ, направленных на создание устойчивых моделей модернизации общего образования, перспективных для дальнейшего массового внедрения в образовательных учреждениях. | Ссылка | |
Конкурс инновационных продуктов «Петербургская школа 2020». Конкурс проводится Комитетом по образованию СПб в целях развития инновационной инфраструктуры городской системы образования в рамках реализации в Санкт-Петербурге положений государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642. | Ссылка | |
Координационный совет представляет собой высший руководящий орган системы управления качеством в организации, который формирует и координирует деятельности компании/учреждения/организации в области качества. Целью деятельности Координационного совета в системе управления качеством является реализация политики компании/учреждения/организации в области обеспечения качества выпускаемой продукции и/или оказываемых услуг. | ||
пример | Координационный Совет по опытно-экспериментальной и инновационной деятельности при Администрации Петроградского района осуществляет координацию инновационной деятельности в системе образования района. | Ссылка |
Открытый конкурс инновационных продуктов Приморского района СПб «Лучший инновационный продукт» проводится государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного педагогического профессионального образования центром повышения квалификации специалистов «Информационно-методический центр» Приморского района Санкт-Петербурга под руководством отдела образования администрации Приморского района. | Ссылка | |
Конкурс инновационных образовательных продуктов «Образовательные инновации Невского района Санкт-Петербурга» | Ссылка | |
Л | ||
Лаборатория образовательных инноваций — вид экспериментальной площадки районного уровня | ||
пример | Лаборатория образовательных инноваций ‒ организация, осуществляющая образовательную деятельность, и иная действующая в сфере образования организация, обладающая потенциалом для ведения научно-методической деятельности и изъявившая желание принять участие в реализации инновационных проектов и программ по решению актуальных проблем развития системы образования Петроградского района и образовательной организации. | Ссылка |
М | ||
Модель Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования (далее — Модель СПб РСОКО, Модель) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами и другими документами, определяющими функционирование и развитие системы образования Российской Федерации. Модель обеспечивает преемственность в развитии целей, задач и форм деятельности по управлению качеством образования, заложенных на предыдущих этапах работы СПб РСОКО. |
Ссылка | |
Мониторинг (лат. monitor — напоминающий, надзирающий) в образовании — постоянное отслеживание какого-либо образовательного процесса с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Элементами образовательного мониторинга являются формы текущей, промежуточной и итоговой аттестации, составление графиков и отчетов, проведения педагогических советов, консилиумов и т.д. | ||
Н | ||
Новаторство (лат. novator ‒ обновления) ‒ высшая степень педагогического профессионального мастерства, изобретательство нового в педагогической практике. | ||
Нормативные документы по инновационной деятельности обеспечивают политику государства в сфере инновационного развития образовательной системы РФ. | Ссылка | |
О | ||
Общественно-профессиональная экспертиза — способ целенаправленного изучения инновационной продуктов деятельности субъектов образовательного процесса с целью выявления степени их соответствия эталонному качеству | ||
пример | Общественно-профессиональная экспертиза результатов инновационной деятельности «Традиции инноваций» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга | Ссылка |
Опорная площадка развития образования — это вид районной научно-методической площадки, к основным задачам которой относятся:
|
||
пример | Положение о Районной опорной площадке развития образования Московского района Санкт-Петербурга. | Ссылка |
П | ||
Педагогическая лаборатория Санкт-Петербурга ‒ организация, осуществляющая образовательную деятельность, и иная действующая в сфере образования организация, системно организующая и проводящая научные исследования по актуальным проблемам развития системы образования Санкт-Петербурга на конкретной практической базе, осуществляющая исследовательскую и научно-методическую деятельность. | Ссылка | |
Памятка по организации опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в образовательных учреждениях Василеостровского района Санкт-Петербурга | Ссылка | |
Р | ||
Региональные инновационные площадки могут быть следующих видов: экспериментальные площадки, педагогические лаборатории, ресурсные центры общего образования, ресурсные центры подготовки специалистов, ресурсные центры дополнительного образования. |
Ссылка | |
Районная методическая площадка — вид районной площадки, которая организует и проводит научно-методическую деятельность по актуальным проблемам развития районной системы образования на базе конкретного ОУ района. | ||
пример | Положение о Районной методической площадке Центрального района Санкт-Петербурга | Ссылка |
Районный центр диссеминации инновационного педагогического опыта — это вид районной экспериментальной площадки, которая системно внедряет в педагогическую практику района инновации и оказывает методическую поддержку другим ОУ района по теме инновационной работы. | ||
пример | Положение о Районном центре диссеминации инновационного педагогического опыта Центрального района Санкт-Петербурга. | Ссылка |
С | ||
Сайт, или веб-сайт, — одна или несколько логически связанных между собой веб-страниц; также место расположения контента сервера. Обычно сайт в Интернете представляет собой массив связанных данных, имеющий уникальный адрес и воспринимаемый пользователем как единое целое. | ||
Совет по образовательной политике при Комитете по образованию является государственно-общественным органом, обеспечивающим согласованные действия Комитета по образованию, общественных и научных сообществ в решении задач по развитию системы образования Санкт-Петербурга. Совет является постоянно действующим совещательным органом при Комитете по образованию и осуществляет свою деятельность на общественных началах. Цель деятельности Совета ‒ консолидация общественного и научного потенциала Санкт-Петербурга для поддержки инновационного развития системы образования Санкт-Петербурга и выработки предложений для формирования стратегических направлений развития системы образования Санкт-Петербурга. |
Ссылка | |
Система экспертизы инновационных проектов в системе образования Санкт-Петербурга — организация деятельности участников экспертизы на основе принятых правил, процедур и нормативов. | Ссылка | |
Самооценка инновационной деятельности ОУ — это анализ результатов ИД, проведённый по разработанным или предложенным критериям с учётом оценки актуальности, эффективности и готовности инновационного продукта стать самостоятельным педагогическим инструментом с сохранением всех его свойств. | ||
пример | Лист самооценки и экспертной оценки результатов опытно-экспериментальной работы Фрунзенского района Санкт-Петербурга. | Ссылка |
Т | ||
Творческие инновационные площадки — вид районной инновационной площадки, разрабатывающей инновационный проект по решению актуальных проблем системы образования в районе | ||
пример | Творческие инновационные площадки Красногвардейского района Санкт-Петербурга | Ссылка |
Ф | ||
Форум ‒ мероприятие, проводимое для обозначения или решения каких-либо глобальных проблем в политических, экономических, социальных и других сферах жизнедеятельности современного общества. Форум объединяет категории участников, деятельность которых связана с какой-либо одной сферой, проблемой. | ||
Петербургский международный образовательный форум (ПМОФ) | Ссылка | |
Районный Педагогический форум Петроградского района Санкт-Петербурга | Ссылка | |
Районный педагогический форум Московского района Санкт-Петербурга | Ссылка | |
Ц | ||
Циклограмма (инновационной деятельности) ‒ графическое изображение мероприятий по сопровождению инновационной деятельности в ОУ. «Циклограмма определяет характер, виды и объемы работ в каждый промежуток времени и является основным оперативным документом, по которому строится все производство» (В.И. Степанов, Н.В. Михайлов, 1991). В практике педагога-инноватора, как правило, речь идёт о пяти основных видах деятельности:
Циклограмма может быть создана как на год, так и на неделю. |
||
пример | ||
Э | ||
Эксперти́за (от лат. expertus — опытный, сведущий) — исследование, проводимое лицом, сведущим в науке, технике, искусстве или ремесле, привлечённым по поручению заинтересованных лиц, в целях ответа на вопросы, требующие специальных познаний. | ||
Общественно-профессиональная экспертиза — способ целенаправленного изучения инновационной продуктов деятельности субъектов образовательного процесса с целью выявления степени их соответствия эталонному качеству. | ||
пример | Общественно-профессиональная экспертиза результатов инновационной деятельности «Традиции инноваций» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. | Ссылка |