Автор-разработчик игры: Модестова Татьяна Владимировна, к.п.н, директор ИМЦ Петроградского района.
Игра поможет найти инновационные идеи, решения для реальных проблем профессиональной деятельности педагогических команд образовательных организаций или образовательной системы района с привлечением имеющихся ресурсов.
Настольная игра позволяет создать ситуацию, в которой педагог, тренируя инновационное мышление, проявляя свои экспертные компетенции, может стать автором инновационного продукта/инновационной практики, побывать в роли как исполнителя, так и руководителя проекта, рассмотреть проблемы образовательного учреждения с точки зрения руководителя.
Игра позволяет осуществлять поиск решений проблем педагогическими командами разного уровня:
- методическое объединение предметников внутри ОУ: объектами для поиска решений могут быть изучение учебного предмета, предметной области, индивидуальные проекты обучающихся и др.;
- творческая группа педагогов: объектами для поиска решений могут быть духовно-нравственное воспитание, исследовательская культура обучающихся, педагогические технологии и др.;
- административная команда: объектами для поиска решений могут быть педагогические кадры, профессиональное выгорание, качество обучения в ОУ, участие педагогов в конкурсном движении и др.;
- педагогический коллектив образовательной организации: объектами для поиска решений могут быть организация в целом, родительская общественность и др.;
- представители образовательных учреждений района (методическое объединение районного уровня, директора ОУ, заместители директоров ОУ, педагоги – участники конкурсного движения): объектами для поиска решений могут быть качество образования в районе, сетевое взаимодействие и др.
Цель игры: придумать проект/продукт/ инновационную практику для решения какой-либо проблемы названных субъектов образовательных организаций и систем с использованием имеющихся ресурсов.
Количество игроков: 6 – 30.
Инструментарий:
- Желтые карточки (ресурсы, Приложение 1)
- Фиолетовые карточки (проблемы, Приложение 2)
- Матрица решений (Приложение 3)
- Зеленые карточки (для проекта/продукта/решения)
- Фишки белого и черного цвета (для экспертизы, Приложение 4)
Ход игры:
Разделиться на команды 3-5 человек. На столе каждой команды лежат 10 фиолетовых и 10 желтых карточек, матрица решений, белые и черные фишки.
- «Разминка». Стадия «вызова», включения в игру участников. Командам предлагаются вопросы об образовании – стандарты, нормы, из истории образования, форматы ГИА и т.п. (Приложение 6) За правильный ответ команда берет желтую карточку (ресурс), при отсутствии ответа – фиолетовую (проблема). По итогам разминки у команды должно оказаться не менее 5 карточек обоих цветов. Время работы – 5-7 минут.
- Работа в командах:
- Команды самостоятельно определяют до 3-4 проблемы, называют до 3-4 ресурса, записывают их на карточки – по одной проблеме/ресурсу на каждую карточку (время работы – 5-7 минут).
- Представление выявленных проблем и найденных ресурсов по кругу, ведущий фиксирует на флипчарте/ватмане/доске. Команды дополняют свои списки проблем и ресурсов до 5 (время работы – 5-10 минут). Также можно предложить дополнить списки из набора типовых проблем и ресурсов.
- Команды самостоятельно определяют до 3-4 проблемы, называют до 3-4 ресурса, записывают их на карточки – по одной проблеме/ресурсу на каждую карточку (время работы – 5-7 минут).
- Команды работают с матрицей решений: располагают по вертикали и горизонтали карточки проблем и ресурсов. Необходимо на пересечении столбцов и строк найти способ решения проблемы с помощью выделенных ресурсов, создать продукт/проект/решение. Время работы – 10 минут.
- Каждая команда представляет свои продукты по одному (может быть не один круг представления).
- Команды – в роли экспертов – отдают до трех белых или черных фишек – в разных сочетаниях продуктам, аргументируя свое решение (черная фишка – продукт не инновационный, не может повлиять на решение проблемы, не может быть внедрен, белая фишка – продукт инновационный, может повлиять на решение проблемы, может быть внедрен).
- Продукт/проект/решение, получившие наибольшее количество белых фишек могут быть предложены для дальнейшего обсуждения, детализации, внедрения.