Корсакова Наталья Павловна, заведующий, методист
Рыжова Любовь Михайловна, воспитатель, методист
Феофанова Елена Анатольевна, учитель-логопед, заместитель заведующего.
В современном образовании в России значительное внимание уделяется вопросам профориентации, в частности раннего изучения потребностей воспитанников. Специалист любой профессии, который работает с удовольствием в той или иной профессии, показывает высокую производительность труда – важный стратегический ресурс для государства и общества. Овладение профессиональными компетенциями, понимаем себя и своего места в социуме, становится залогом счастливой личности в целом и одна из главных задач образовательной системы государства выявить и создать такие условия. В связи с этим значимое внимание уделяется проведению профориентационной работы на всех ступенях образования, начиная с дошкольного образования и заканчивая выпускниками школ. Дошкольный возраст – начальный этап первичной профессионализации. Погружение в мир профессий в этом возрасте, обращение к ценностям профессий требует последовательных и системных действий, с использованием технологий образования. Данный этап в развитии дошкольников может рассматриваться как этап ранней профориентации.
Актуальность темы ранней профориентации в дошкольном возрасте явна, так как в развитии ребенка необходимо учитывать опыт социального взаимодействия, освоения им первоначальных представлений социального характера. Система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности у ребенка возникает через призму его отношений с социальным окружением, его индивидуальных способностей, воспитания, привития ему ценности и уважения к труду.
Основной целью стажировки является предоставление педагогам и родителям необходимых инструментов и знаний для того, чтобы они смогли раскрыть уникальные качества ребенка, благодаря которым дошкольник сможет определить для себя зону интереса в области профессионализации. В рамках сопровождения ребенка дошкольного возраста данный проект имеет большое значение, так как посредством специальных мероприятий развивающего характера способствует самоопределению, развитию творческих и аналитических способностей, а также расширению общего кругозора
Для достижения поставленных целей стажировка решает следующие задачи:
Формирование начальных представлений у детей о различных профессиях и областях деятельности через игры, мастер-классы, презентации.
Развитие у педагогов профессионального мышления, коммуникативных и творческих навыков через участие в различных творческих и практических проектах.
Обучение педагогов методам и технологиям профориентационной работы с детьми, чтобы они могли формировать у детей представление о мире профессий.
Поддержка самостоятельности и самоопределения ребенка в процессе выбора и интереса в области профессиогенеза.
Оценка, анализ результатов и обратная связь проводится в конце каждого этапа стажировочной площадки и основана на наблюдениях и отзывах педагогов. Данная информация позволяет определить уровень успешности в достижении поставленной цели стажировки.
Ожидаемыми результатами стажировки являются:
1. Повышение осведомленности детей о различных профессиях.
2. Развитие понимание и доверия детей к своим собственным интересам и способностям.
3. Развитие навыков самоанализа и рефлексии воспитанников детского сада.
4. Осознанное понимание детьми о том, что все профессии имеют свою важность и ценность.
5. Помощь ребенку в принятии информированных решений относительно выбора профессии в будущем.
6. Компетентный и комплексный подход педагогов в работе с детьми в области профессиогенеза.
В целом, стажировка по ранней профориентации в детском саду играет важную роль в подготовке детей к будущей профессиональной деятельности, а также способствует развитию и формированию их личности.
Перечень профессиональных дефицитов, на устранение которых направлена работа стажировочной площадки
1. Недостаточный или минимальный опыт социального понимания детьми мира профессий.
2. Недостаток в специальных мероприятиях, направленных на осведомленность детьми в теме профессиогенеза.
Технология работы на стажировке
В рамках стажировочной площадки в 2023-2024 учебном году применялась технология развивающего образования для проведение познавательно-игрового марафона «В мире профессий» среди воспитанников ДОО Петроградского района Санкт-Петербурга.
МАРАФОН проводится в рамках сетевого взаимодействия и посвящен ранней профориентации и развитию предпрофессиональных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Цель проведения МАРАФОНА — сформировать модель ранней профориентации и основы профессиональной подготовки дошкольников, а также создать систему освоения и применения воспитанниками дошкольного возраста актуальных профессиональных навыков.
Задачи МАРАФОНА:
Развитие у воспитанников навыков практического решения задач в конкретных профессиональных ситуациях;
Выявление и поддержка талантливых и одаренных детей и формирование у них предпрофессиональных способностей;
Развитие познавательной активности обучающихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий;
Распространение опыта проведения МАРАФОНА среди образовательных учреждений района и города;
Повышение профессионального уровня педагогических работников.
Этапы и сроки проведения МАРАФОНА
№п/п Название этапа Краткое описание Сроки проведения
1 Подготовительный этап. Кейсы. В рамках конкурса команда выполняет кейс-задание, которое заключается в изготовлении поделки на определенную тему. Ноябрь 2023г.
2 Игра-викторина
«Люди Х»
Игра, основывающаяся на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. Предварительная подготовка команд не требуется. Январь 2024г.
3 День
творческих профессий
Команды садов представляют заранее подготовленные творческие номера. Тема номера определяется методом жеребьёвки и предоставляется командам на предыдущем этапе. Март 2024г.
4 Квест-игра
«Секреты природы»
Мероприятие проводится в форме игры по станциям. Предварительная подготовка команд не требуется. Май 2024г.
Использование инновационных форм работы/организации деятельности стажировочной площадки.
Инновационной формой организации деятельности стажировочной площадки по ранней профориентации детей дошкольного возраста стала использование интерактивных методов в педагогической деятельности, повышение профессиональной компетенции через творческий потенциал всего педагогического коллектива, сопровождение педагогами воспитанников. Данный вид педагогической деятельности оказался полезным и эффективным для достижения поставленных задач стажировочной площадки.
1. Развитие профессиональной самоорганизации детей: в процессе создания стажировочной площадки, дети смогли активно участвовать в различных мероприятиях, направленных на ознакомление профессиональных навыков мира профессий, что способствовало их развитию профессиональной самоорганизации. Это позволило детям проявить свои интересы, таланты и предпочтения, а также понять, что каждая профессия требует определенных навыков и умений.
2. Развитие социальных и общественных навыков: работа на стажировочной площадке позволяет детям общаться и взаимодействовать с разными детьми (разные детские коллективы) и взрослыми, а также развивать навыки работы в группе и сотрудничества. Воспитанники осваивали навыки активного слушания – учились слушать других, выражать свои мысли и идеи, сотрудничать с другими людьми и решать трудные задачи вместе.
3. Поддержка саморазвития и самоопределения: всесторонняя деятельность на стажировочной площадке помогла детям познакомиться со своими сильными сторонами и увидеть вокруг себя других детей и взрослых, рассказать им о своем предпочтении в мире профессий. В рамках стажировочной площадки дети изучают различные профессии и области деятельности, что расширяет их кругозор и помогает им принять информированные решения о своем будущем.
4. Стимулирование творческого мышления: работа на стажировочной площадке включала различные творческие активности, такие как создание проектов, решение задач и поиск нестандартных решений. Данные задания помогли детям развивать свою фантазию, творческое мышление и умение находить новые пути решения эвристических задач.
5. Создание практического опыта: работа на стажировочной площадке дает детям возможность получить первичный практический опыт в различных профессиях. Полученные знания помогают воспитанникам лучше понять, как «работает» каждая профессия, а также осознать потребности и требования каждой сферы профессиональной деятельности.
Использование данной инновационной формы работы/организации деятельности стажировочной площадки по ранней профориентации детей дошкольного возраста помогло значительно повысить эффективность процесса профориентации и помочь каждому ребенку лучше понять себя и свои предпочтения в профессиональной сфере.
Обоснованные результаты эффективности деятельности стажировочной площадки:
количество и перечень мероприятий в рамках деятельности стажировочной площадки;
В период работы стажировочной площадки запланировано 4 мероприятия для активного участия воспитанников детских садов. В конце каждого этапа/мероприятия проводится анкетирование педагогов, которые принимали участие в работе стажировочной площадке вместе со своими воспитанниками.
общее количество участников стажировок;
В работе стажировочной площадки приняли участие следующие дошкольные образовательные организации: ГБДОУ детский сад №12, ГБДОУ детский сад № 36, ГБДОУ детский сад №51, ГБДОУ детский сад № 78, ГБДОУ детский сад №82.
Каждая образовательная организация представляла команду участников в количестве от 4 до 6 человек (в зависимости от задач, решаемых на каждом этапе). Следует отметить, что состав команд является не постоянным, участники могут меняться, что позволяет охватить большее количество участников. Каждую команду обязательно сопровождает педагог-наставник, который является также и активным участником мероприятий.